Бөтә яңылыҡтар
Общие статьи
24 Сентябрь 2021, 18:00

Дом на пригорке

"Мурат ведь до сих пор совсем не разговаривал. И не всех к себе подпускал, не шел на контакт".

Дом на пригорке
Дом на пригорке

На улице бушует ветер, воет буран, как говорят, в такой день хороший хозяин и собаку из дома не выгонит. "Наверно, не придет", – подумала Зухра. И тут в сенях послышался топот ног. Стало понятно, как кто-то отряхивает снег с обуви. И тут же открылась дверь. В проеме показался знакомый силуэт. Пропавшее было настроение вернулось. Это была она – учительница!

...С Зухрой Ахмадеевой я познакомилась случайно. Ее двоюродная сестра, моя хорошая знакомая, однажды обронила: "Любят у нас жаловаться на жизнь и ругать всех и вся. А хорошие дела не замечают, как будто так и должно быть. Вот моей попавшей в непростую жизненную ситуацию родственнице и родня, и врачи, и работники образования, и представители сельской администрации как могут помогают".

Зухра живет в деревне Новобелокатай Белокатайского района республики. После смерти мужа одна воспитывает троих детей. Этот район находится далеко от столицы – на самом краю Башкортостана, на границе с Челябинской областью. И редкая весть долетает оттуда до Уфы, если только не новость о каком-нибудь громком происшествии или преступлении. Поэтому меня и заинтересовала судьба семьи Ахмадеевых. Захотелось познакомиться поближе. Да и как живут там наши люди?

Дочь Зухры Зарина учится в городе Бирске в филиале Башкирского государственного университета сразу на двух факультетах – на дизайнера и экономиста, старший сын Марсель – в Новобелокатае в десятом классе, а младший девятилетний Мурат – в первом дополнительном классе. Да-да, он получает образование по двухлетней программе первоклассника, как лицо с ограниченными возможностями здоровья. По воле судьбы одинокой женщине приходится сильно опекать своего особенного ребенка. У маленького Мурата подозревают аутизм.

Зухра родилась и выросла в соседнем Кигинском районе. После смерти отца их, восьмерых девчонок, мама одна растила. Скоро семья переехала в Белокатай, Зухра школу окончила там. После этого поступила на факультет математики Башкирского государственного университета в Уфе. Трудовой путь начала тоже в столице. Сначала – учительницей, затем устроилась социальным педагогом в гимназию. Вышла замуж, родила двоих детей и решили уехать на заработки в Сибирь. Но вскоре вернулись в Башкортостан, пожили немного в Уфе, затем направились в родной Белокатай.

И тут жизнь опять преподнесла неприятный сюрприз – глава семьи скончался от болезни. Зухра осталась одна с тремя детьми. Была вынуждена снимать жилье в районном центре. Пять лет назад администрация района выделила земельный участок, но как одинокой женщине построить-то дом?..

Нужда все-таки заставила: зимой в съемной квартире было так холодно, да и платить надо приличные деньги, что семья решила во что бы то ни стало обзавестись собственным жильем. С помощью родственников в прошлом декабре Ахмадеевы, наконец-то, въехали в свой дом.

Легко сказать, въехали! Так называемый в народе микрорайон "Девятая пятница" находится примерно в пяти километрах от районного центра. Там нет ни газа, ни асфальтированных дорог. Хорошо, что есть электричество, но обогрев им обходится в копеечку – в иные месяцы приходится платить до восьми тысяч рублей. Пока строится 11 домов, в восьми из них уже обживаются. В основном – молодые семьи с детьми.

Конечно, администрация Белокатайского района не бросила жителей на произвол судьбы. Потихоньку тут налаживается инфраструктура. По улице проведен газ, осталось подключить к магистрали. Потом начнут проводить голубое топливо и в жилища. А у Зухры Ахмадеевой, как многодетной матери и имеющей ребенка-инвалида, есть право на сертификат на проведении газа. Этот вид помощи в 2019 году утвердил Глава Башкортостана Радий Хабиров. По этой программе из республиканского бюджета в первый год выделяют 64 миллиона рублей, а в последующие три года – по 200 миллионов. В итоге льготные категории людей – ветераны Великой Отечественной войны, все инвалиды, многодетные семьи получат сертификаты в 60 или 100 тысяч рублей на покрытие расходов. Ахмадеевы с нетерпением ждут этой возможности.

Ведущая к микрорайону грунтовая дорога вообще-то отсыпана щебнем, но не доведена до дома семьи, находящийся чуть поодаль на пригорке. Однако зимой руководство администрации сельского совета каждый день отправляла трактор чистить дорогу до самого жилища. Ведь Мурат учится на дому, трижды в неделю к нему приходит учительница. Мальчик числится в Дуванском подразделении республиканского центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И преподаватель этого центра и школы №1 села Новобелокатай Зульфия Хусаинова обучает Мурата азам школьной программы.

– Нам повезло с учителем, – радуется Зухра, – Мурат ведь до сих пор совсем не разговаривал. И не всех к себе подпускал, не шел на контакт. А Зульфия Мухаматулловна, хоть и не сразу, нашла с ним общий язык. После продолжительных занятий мой ребенок произносит отдельные слова, считает до десяти, знает почти весь алфавит. Педагог, несмотря на дождь и снег, каждый положенный день приходила проводить занятия, ни одного урока не пропустила. А ведь зимой бывали дни, когда утром тракторист не успевал зачистить дорогу до нашего дома. Тогда она оставляла машину под горой и около двух километров шла по сугробам. За это ей большое спасибо!

Мурата полностью обеспечили и оборудованием для дистанционного обучения. Установили стационарный компьютер, камеру, принтер. Технику обслуживает тоже центр. Если выходит из строя, приходят и налаживают. Только пока за мобильный интернет платит сама семья. Когда жили в районном центре, и связь была бесплатной. А в "Девятую пятницу" еще не провели стационарную интернет-связь. В будущем, надеются, она снова станет бесплатной.

– А какую медицинскую помощь оказывают сыну? Нет ли перебои по этой линии? – спрашиваю женщину.

– Четыре раза в год ездим в реабилитационный центр города Кумертау. Лечимся бесплатно. И в Уфе в реабилитационной клинике для детей-инвалидов занимаемся. Так-то у Мурата нет физических недостатков, очень шустрый, озорной, даже немного проказливый, хитрый мальчик, – улыбается Зухра.

Конечно, такому ребенку требуется круглосуточный присмотр и внимание. Поэтому бывшая учительница вынуждена не работать, сидеть дома. Семья живет за счет "детских" денег, пособий по инвалидности и пенсий по потере кормильца. Хозяйка планирует вести и личное подсобное хозяйство, но пока территория придомового участка не огорожена. Поэтому этим летом сажала только самое необходимое – лук, морковь и огурцы. Хорошо, что есть колодец. Завели и собаку для охраны дома и хозяйства. И Мурату это только на благо. Ведь особенные дети обычно сильно привязываются к домашним животным.

С больным чадом приходится много ездить. Зухра не ждет манны небесной. Старается вовсю, чтобы семья не испытывала неудобства и не нуждалась. В прошлом году прошла курсы, научилась водить машину и получила удостоверение водителя. Теперь племянник предоставляет ей свой автомобиль.

Вот так, вопреки ударам судьбы, под покровительством родни и государства, строят свою жизнь Ахмадеевы. Скоро, надеемся, будет и газ, и забор. При поддержке добрых и отзывчивых людей Зухра и ее дети сумеют преодолеть невзгоды.

Ждем благих вестей из далекого Белокатая!

 

Фото: из семейного архива Ахмадеевых.

 

Автор:Гульдар Булякбаева-Бирганова
Читайте нас: